Top.Mail.Ru

Готов ли ребенок стать первоклассником – определяем, рассуждаем, рекомендуем


Готовность к школе – вопрос, который волнует всех без исключения родителей. Чем ближе школьный возраст, тем чаще мы, родители, задумываемся, как сделать так, чтобы ребенок учился с интересом и удовольствием, чтобы результаты обучения позволили ему стать успешным человеком в будущем. Мы проводим «разведку боем», посещаем дни открытых дверей ведущих школ, усердно готовимся к вступительным испытаниям, одним словом, прилагаем все возможные усилия, чтобы выбрать для ребенка сильную, перспективную, престижную, лучшую школу. Однако нередко начинаем замечать, что уже с понедельника ребенок начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? Ответ прост – не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Почему же такое может произойти? Давайте разбираться.



Неоправданные ожидания и «зона ближайшего развития»

Большинство выпускников нашего детского сада продолжают обучение в «Школе Сотрудничества», ведущей частной школе Москвы. Поэтому говоря о готовности ребенка к школе, мы ориентируемся на готовность к нашей школе. Образовательные программы, темп, интенсивность, уровень сосредоточенности ребенка на уроке во всех школах разные. Соответственно, подбирая ребенку школу, необходимо это учитывать. То, что подходит ребенку ваших друзей и родственников, та школа, в которой успешно обучаются ваши старшие дети, может оказаться совсем не тем учебным заведением для вашего сегодняшнего первоклассника.



Важно, чтобы программа обучения оказалась в «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве с учителем. В противном случае он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.


Образовательная программа детского сада «Школа Сотрудничества» выстроена с учетом именно этой преемственности. Мы уверены, что готовность к школе – это не просто научить ребенка читать и писать. Это комплексная система формирования личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все это проявляется в морфофункциональной зрелости мозга, а именно в уровне развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. Обо всем по порядку.




# 1 Учебная мотивация и «авансы успеха»

Наличие у ребенка учебной мотивации – один из основополагающих аспектов при разговоре о готовности к школе. У ребенка должен существовать познавательные интерес, стремление узнавать что-то новое. Развитие мотивации – это отнюдь не ступень, предшествующая обучению. Развитие мотивации происходит параллельно, неразрывно с обучением.

В нашем детском саду учебная деятельность разнообразна и направлена решение всевозможных задач с возможностью играть и фантазировать. Воспитатели и педагоги формулируют задания таким образом, чтобы они вызывали естественный интерес у ребенка, тренировали их пытливый ум, помогали в решении реальных жизненных задач.

Нам важно, чтобы ребенок ощущал реализацию своего потенциала, получал реальные результаты своего труда. Педагоги и воспитатели всегда выдают так называемые «авансы успеха»: «У тебя получится», «Только ты сможешь это сделать», «Нам без тебя не справиться, потому что ты…». Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения.

# 2 Произвол vs произвольность


Говоря о готовности к школе, нельзя недооценить уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику управлять своим поведением и выполнять требования учителя, адекватно реагировать на критику, спокойно принимать как победы, так и поражения. Это контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью или намерением ребенка. К произвольности также относится умение пойти первым на контакт, познакомиться, умение договариваться, разрешать споры путем переговоров, общаться на равных с партнёром, причем как со сверстником, так и со взрослым, проявляя уважение, терпение, эмпатию.


# 3 Пиши и сокращай, классифицируй и обобщай

Школьная зрелость предполагает определенный уровень интеллектуального развития. это, безусловно, включает в себя чтение и письмо, грамотную речь, наличие опыта решения математических задач, направленных на счет, пространственную ориентацию, использование различных величин. Но это далеко не все. Для успешного обучения в школе особенно важно владение простыми операциями классификации и обобщения. Они позволяют человеку сравнивать различные предметы, выделять в них общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

Возможно, вам покажется удивительным, но именно от процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Дело в том, что обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – это усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй – это перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. И именно второй этап невозможен без умения обобщать. Если ребёнок умеет обобщать, у него будет формироваться умение выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.

# 4 Фонетический слух – наше все

Развитый фонематический слух – залог успешного обучения в школе, гарант правильно выполненных заданий, контрольных работ, которые выражаются в хороших оценках и, следовательно, ведут к получению удовольствия от учебного процесса. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки, в слове. Развитие фонетического слуха неразрывно связано с успешным освоением программы по чтению, основанной на звуковом анализе слова.



По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей покидают дошкольные учебные заведения с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух. Фонематический слух — одна из главных составляющих речи. Недостаточность фонематического слуха в школе проявится в чтении с ошибками, в пропусках и перестановке букв и слогов на письме.

В основе программы по обучению грамоте и чтению на русском и на английском языке в нашем детском саду лежит фонетический анализ, работа со звуками и звукосочетаниями. погружаясь в детальных звуковой анализ слова, уделяя большое внимание изучению фонем мы добиваемся того, что наши выпускники покидают детский сад читающими и пишущими на двух языках.


# 5 Step by step, или «с чувством, с толком, с расстановкой»

В нашем детском саду мы прекрасно понимаем, какими способностями должен обладать ребенок для успешного освоения насыщенной школьной программы, и выстраиваем свою образовательную программу уже с 2 лет последовательно, шаг за шагом.

С одной стороны, это организованные академические занятия – математика, развитие речи, обучение грамоте на двух языках. Здесь внимание уделяется не только передаче новых знаний, но и развитию важных общеучебных умений: слышать и удерживать инструкцию, планировать стратегию своей деятельности, следовать алгоритму. Занятия «Интеллектика» и «Игры-тренинги», которые ведут наши психологи, направлены на формирование произвольности, социальных умений и навыков, саморегуляции.

Серьезным подкреплением основной образовательной программе детского сада является развитая система мероприятий. Дети принимают участие в регулярных детских конференциях, на которых, используя определённые техники, выступают в роли докладчиков, журналистов, исследователей и тренируют навыки публичных выступлений. Это и образовательные квесты, длительная экономическая игра, спортивные соревнования, на которые дети записываются самостоятельно.

Три года назад был запущен проект «Я учитель», где ребенок учится составлять план, выдерживать логику и структуру своего занятия, удерживать внимание тех, кто его слушает, подбирать материал, а также учится справляться с волнением и держаться уверенно.

В этом году стартовала наша авторская интеллектуальная олимпиада «Пониматик». Она проходит три раза в год, задания олимпиады лежат в зоне развития ребенка, а успешность их выполнения зависит от внимательности, умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, владеть обобщающими понятиями. Участие в олимпиаде позволяет детям приобрести опыт в решении задач любой сложности, а родителям увидеть, насколько хорошо ребенок умеет: считать до 20, делить фигуры на части, видеть закономерности, объединять группы предметов по общему признаку, ориентироваться в окружающем пространстве, оперировать временными понятиями.

# 6 Ребенок – главный ориентир

Образовательная программа нашего детского сада, формирующая готовность к школе, обеспечивает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка. Мы постоянно держим руку на пульсе и корректируем образовательную траекторию ребенка, чтобы обеспечить необходимое развитие его высших психических функций, что впоследствии облегчит подготовку к систематическому школьному обучению.

В заключении еще раз подчеркнем важность подбора именно такой школьной образовательной программы для ребенка, которая будет адекватной возрасту и уровню психологической готовности первоклассника. Тогда обучение будет в радость и для ребенка, и для родителей.



Автор статьи

Мне бы очень хотелось, чтобы малыши, которые ходят в наш детский сад никогда не потеряли то ощущение праздника, любви и заботы, которое, я уверена, охватило их в первый раз, когда для них открылись двери детского сада «Школа Сотрудничества».
Анна Владимировна Замыслова
Руководитель детского сада

17 февраля 2023

Запишитесь на индивидуальную экскурсию