Top.Mail.Ru

Учим детские языки: язык тела

Нужно ли готовить маленького ребенка к поступлению в детский сад? Что обеспечит ему легкую адаптацию? Этими вопросами задаются родители, принимающие решение об устройстве ребенка в детский сад. Мы начинаем цикл статей, которые дадут ответы на эти и другие вопросы родителей.

Учим детские языки: язык тела.

Маленькому ребенку еще трудно выражать свои потребности и тревоги в речи, но он умеет это делать на телесном уровне. Ребенок всегда «говорит» с родителем своим телом и именно этот язык является самым правдивым и очевидным. Осознание этого языка ребенка – один из признаков человеческой культуры общения и проявления эмоциональной культуры взрослого. Общее самочувствие ребенка напрямую зависит от способности взрослого расшифровывать язык телесных посланий ребенка, адекватно на него реагировать и осознанно включать его в сферу общения с ребенком.

Начните обращать внимание на тело ребенка в разных ситуациях, и предлагать ему разные телесные игры для взаимодействия.

1. Потягушечки. Утром во время просыпания проведите руками по телу ребенка, пробуждая его и слегка растягивая – это улучшит процесс пробуждения и активизации всех систем организма без лишнего стресса. Обратите внимание на его реакции и чувствительность. Потом можете аккуратно потянуть за руки, за ноги, за пальчики и сказать: «потянулись ручки, потянулись ножки, потянулись и проснулись».

2. Зверята. Проснувшегося ребенка попросите выбраться из постели так, как это делает какое-либо животное (в этом случае включается «биологическое» тело ребенка). Например, ребенок выбирается из постели как кошечка (растягиваясь и мурлыча), змея (выползая из постели, лежа на животе, потягиваясь, скручиваясь), лиса (на четвереньках, мягко переступая), слон (топая коленями и руками), лягушка (прыгая) и т.д. Важно разнообразие предлагаемых вариантов, включение удовольствия от движения и «мышечной» радости. Вы сразу увидите подвижность или вялость разных частей тела ребенка, их включенность, амплитуду и разнообразие (однообразие) движений, его способность включаться в образ и передавать природную пластику. Упражнение позволяет расширить репертуар выразительных движений, включить тело, оживить чувствительность и разбудить природные энергии ребенка.

3. Ходилки. Затем можно переключиться на вертикальное положение тела (человеческое) и делать движения с акцентом на ноги, потом на координацию движений.

Например, предложите ребенку дойти до кухни:

  • очень тихо, неслышно, на цыпочках
  • допрыгать на правой (левой) ноге (если ребенок умеет это делать)
  • похлопать в ладоши, показать, как мы рады пробуждению
  • потрогать себя: носик, ротик, пятка, лобик и др., как будто на них попадает «солнечный зайчик» (включение различных частей тела для улучшения координации, ловкости, пространственной ориентации и пр.);
  • маршировать, максимально включая ноги в движение («Сам стою на собственных ногах»)
  • медленно идти с закрытыми глазами, держась за руку родителя
  • двигаться спиной и пр.

4. «Замри-отомри». Цель: чередование напряжения и расслабления мышц тела. Пусть ребенок научится выполнять команду «Замри»; четко замирать и не шевелиться. Поменяйтесь с ним ролями, пусть он тоже немного покомандует вами.

5. Гусенички. Вечером дайте ребенку возможность поползать по вашему телу. Оказывайте ему при этом небольшое сопротивление, как будто он «застрял» и пытается выбраться. Игра должна носить ласковый оттенок, важно все делать с удовольствием.

Перед сном, после принятия душа или ванны, когда смыта «лишняя информация», хорошо расслабиться и подготовиться ко сну.

6. Обнималки. Когда ребенок лег в постель, посидите рядом с ним. Если у ребенка осталось напряжение в руках, спине, то потяните или посжимайте слегка эти части тела. Будьте в контакте. Дозируйте сжатие и натяжение так, как нравится ребенку. Получайте удовольствие от контакта.

Попросите ребенка свернуться клубочком (поза эмбриона), положите свою руку так, чтобы она обхватывала наибольшую площадь его тела. Это поза наибольшей защищенности для ребенка.

7. Засыпалки. Расскажите сказку о тех частях тела, что уже «заснули». Например, дотрагиваясь до ног, говорите: «ножки засыпают…», «ручки спят» и так проходя все части тела.

8. Прижималки. Для укрепления его физических границ, полезно делать прижимающие движения руками всего тела к поверхности, на которой лежит ребенок. Чувствуйте границу, до которой вы можете надавливать. Можно произносить какие-нибудь четверостишья в ритме надавливающих движений ваших рук. Вы увидите, ему понравится. Выбирайте что-то одно, или то, что понравится ребенку больше всего.

Такие телесные взаимодействия обогатят ваши отношения с ребенком, изменят качество контакта с ним не только на телесном уровне, но и на всех остальных, в конечном счете, как это ни парадоксально, приведут к большей его самостоятельности и автономности, что является залогом благополучной адаптации ребенка к детскому саду.

Зубова Галина Геннадьевна
Педагог-психолог высшей категории детского сада «Школы Сотрудничества»

25 января 2017

Запишитесь на индивидуальную экскурсию