Top.Mail.Ru

Как подготовить ребенка к публичному выступлению?

Занимаясь развитием дошкольников, мы понимаем, что совсем скоро нашим воспитанникам придется идти в школу и отвечать у доски, защищать проекты, высказывать свое мнение. А для этого нужна практика публичных выступлений.

Публичное выступление – одна из самых сложных форм речи. Это способность ребенка говорить грамотными, развернутыми и красивыми предложениями. Для того чтобы текст выступления состоял из таких предложений, нужна тренировка. Как же ее организовать?

Мы можем выделить несколько этапов этой работы.

1. Подготовительные упражнения.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Проговаривание вслух.

Начинаем мы с проговаривания вслух. Это могут быть решения задач, объяснение хода своих мыслей, логика решения, последовательности достижения какого-либо результата, повторение инструкции вслух, проговаривание ее частей и этапов решения задачи.

Работа с микрофоном, диктофоном или видеокамерой.

В данных упражнениях мы формируем потребность ребенка хорошо говорить: следить за своей речью, украшать ее образными выражениями, подбирать различные красивые слова, использовать интересные вопросы и факты, подбирать начало для всей речи и отдельных предложений.

Диктофон – это помощник для обеспечения обратной связи ребенку. Ну и, конечно, это деятельность увлекательная и веселая. А все, что эмоционально окрашено, то и более результативно.

Рассуждения на тему.

Этот прием, как и многие другие, которыми мы пользуемся, реализуется в команде. В команде могут быть дети одного возраста, разного возраста или семья дома.

Рассуждения мы организуем в определенной последовательности:

  • Сначала мы переворачиваем карточки с числами по количеству членов команды. Чаще всего от 1 до 4. Таким образом, определяем очередность ответов.
  • Теперь водящий задает тему или вопрос. Например, что такое водоворот?
  • После того, как прозвучит вопрос, включается таймер на 30 секунд. Это время размышления.
  • Через 30 секунд участники по очереди произносят свои рассуждения.
  • Время рассуждения заранее определено. Например, 1 минута.
  • Через 1 минуту звучит таймер и начинается время для рассуждений следующего участника. Важно, чтобы каждый ребенок смог донести свою мысль грамотно за определенное время.

2. Подготовка публичного выступления.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, мы не можем не обращать внимания, на взаимосвязь мышления и речи, на этапы пути от мысли к слову, о которых говорил еще Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь». Чтобы ребенок мог оформлять мысли в слова, необходимо не только развитие словаря, грамматического строя речи, но и развитие умения организовывать текст, выстраивать его структуру, создавать связный текст.

Жен Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» говорит об употреблении образных схем и схем аналогии для формирования речи ребенка. Причем и те, и другие принимают активное участие в ходе мысли. Основываясь на данных и других различных исследованиях процесса формирования речи ребенка дошкольного возраста, мы используем планы линейных рассказов, картинно-графические планы, мнемотехники для того, чтобы научить ребенка создавать структурированную речь.

Технология Мнемокомнат.

Данная работа позволяет соединить образы предметов, технику запоминания и затем перейти к описанию этих предметов.

Например, мы с детьми проходим тему «Птицы». В самом начале дети с воспитателем создают свою мнемокомнату: рисуют расположение предметов в группе, определяют ее статичные объекты, запоминают с ее помощью различные слова – названия птиц. Сначала запоминаем зимующих- клёст, сова, сорока, синица, дятел, голубь, ворона, воробей; потом переплётных - кукушка, ласточка, грач, журавль, скворец, аист.

Технология мнемотаблиц.

Подготовка публичного выступления начинается с отбора и систематизации материала, определения аргументов и доказательств. Конечно, маленькому ребенку все это сделать очень сложно. В помощь – грамотно составленная мнемотаблица. Мы в детском саду составляем их сами, подбирая визуальные образы в соответствии с возрастом детей. Мнемотаблица обеспечивает правильное расположение частей в рассказе, их логику и последовательность.

Придумай и расскажи свою сказку.

Еще одно из мероприятий, которые можно проводить с целью развития речи дошкольников – это придумывание собственной сказки для того, чтобы рассказать ее другим людям. Наши самые маленькие дети слушают сказки старших ребят и рисуют их. Для создания сказки мы тоже используем различные приемы.

Например, сказочный марафон. Мы предлагаем детям предметные кубики. На одном кубике нарисованы сказочные герои русских народных сказок, на другом – герои волшебных сказок, на третьем – волшебные предметы, на четвертом – сказочные жилища, на пятом – сказочные средства передвижения и пр. Кубики могут быть самые разные. Играя с кубиками дети расширяют словарь и формируют связную речь. Дети выбирают те картинки, которые станут героями их сказки. Затем подбираются события, которые могут с ними произойти. В такой сказке могут оказаться предметы, которые, кажется, совсем и связать нельзя. Но в сказках бывают самые удивительные события.

3. Публичное выступление.

Научно-практическая конференция.

Собственно публичное выступление ребенка может являться частью общего мероприятия. Например, научно-практическая конференция. Мы проводим их в формате детского сада. Но вполне возможно организовать такую конференцию и дома. Предложить поучаствовать в ней друзьям и близким.

Одна из задач, которая решается с помощью данной формы работы, это усвоение культурных норм языка. Основу культуры составляют идеальные речевые формы. Они осваиваются ребенком с помощью взрослых. О том, что только с помощью взрослого ребенок открывает и осваивает нормы употребления предметов человеческой культуры, говорил А.Н. Леонтьев.

На наших конференциях мы определяем тему. Дети учатся говорить не обо всем, что хочется, а на заданную тему. Одновременно, дети привыкают к основному правилу, если один человек говорит, то все участники его внимательно слушают. Поверьте, не так просто научить ребенка вслушиваться в смысл речи другого человека. А ведь этот навык очень пригодится в школе.

На первых конференциях ребята смущаются, потом появляется уверенность, а дальше - желание участвовать. Многие дети с большим удовольствием произносят свою речь на конференции.

Основным образовательным результатом детей 4-5 лет является грамотно составленное предложение. Поэтому и схемы для рассказывания представляют собой предложение. В старшем возрасте, у детей 5-6 лет, это описание одного объекта. Такой рассказ имеет 9 частей. У детей 6-7 лет такой рассказ носит сравнительный характер. Наша цель не просто описать предмет или явление природы, а составить рассказ, в основе которого сравнительное описание двух схожих объектов.

Таким образом, активное использование данной формы образовательной деятельности с дошкольниками позволило соединить в себе две важные цели: предоставить детям культурный речевой образец и пространство для реализации своих творческих рассказов.

Испуг перед слушателями, неумение отвечать на вопросы развернуто, тихий неслышный голос, неумение сделать рассказ интересным, потом сказываются не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Не так просто рассказать стихотворение перед публикой, выступить с микрофоном, говорить с использование наглядного материала. Поэтому так много внимания мы уделяем публичным выступлениям.



Автор статьи

 Елена Борисовна Гусева
 Елена Борисовна Гусева

Елена Борисовна Гусева

Заместитель руководителя Детского сада «Школа Сотрудничества» г. Москва


20 августа 2024

Запишитесь на индивидуальную экскурсию