Лето – время, которого с нетерпением ждут все без исключения дети, чтобы отдохнуть от занятий, насладиться «ничегонеделанием», проводить дни наполет на свежем воздухе, кататься на велосипеде, играть в мяч, плавать, ходить в поход. Главное – не сидеть за книгой, не решать задачи, одним словом, не напрягаться. Однако, вопрос, стоит ли полностью отказаться от учебы летом, вызывает много споров среди родителей и педагогов. Давайте разберемся, что хороша и плоха летняя учеба для ребенка-дошкольника.
Польза летних занятий
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Поддержание знаний
Летние занятия помогают детям не забыть то, что они изучали в течение учебного года. Это особенно важно для малышей, которые только начинают осваивать базовые навыки, такие как чтение и счет. Вовсе не обязательно сажать ребёнка за распечатки или задания в учебных пособиях. Можно считать ракушки или листья, можно ходить в супермаркет и классифицировать фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и т.д. Лучшее место для обогащения словаря о животных и их детенышах – зоопарк, а любое автомобильное путешествие – это повторение видов транспорта.
Развитие новых навыков
Лето — отличное время для изучения нового. Например, можно заняться творческими проектами, научиться играть на музыкальном инструменте или изучить основы программирования через игровые приложения.
Подготовка к школе
Для детей в предшкольном возрасте летняя учеба может стать хорошей подготовкой в плане режима, формирования ответственности, произвольности и саморегуляции, а также в плане развития учебной мотивации. Это поможет им адаптироваться к школьным требованиям.
Недостатки летней учебы
Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, мы не можем не обращать внимания, на взаимосвязь мышления и речи, на этапы пути от мысли к слову, о которых говорил еще Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь». Чтобы ребенок мог оформлять мысли в слова, необходимо не только развитие словаря, грамматического строя речи, но и развитие умения организовывать текст, выстраивать его структуру, создавать связный текст.
Жен Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» говорит об употреблении образных схем и схем аналогии для формирования речи ребенка. Причем и те, и другие принимают активное участие в ходе мысли. Основываясь на данных и других различных исследованиях процесса формирования речи ребенка дошкольного возраста, мы используем планы линейных рассказов, картинно-графические планы, мнемотехники для того, чтобы научить ребенка создавать структурированную речь.
Перегрузка
Лето – время отдыха и восстановления сил. Если ребенок перегружен занятиями, это неизбежно приведет к усталости и снижению интереса к учебе в будущем. К концу августа мы получим перегоревшего ребенка, в принципе протестующего против интеллектуальной нагрузки, сидения за партой и выполнения инструкций педагога.
Недостаток свободного времени
Детям необходимы игры и общения с друзьями. Если все время занято уроками и обязанностями, это может негативно сказаться на их социализации и развитии.
Отсутствие мотивации
Летние занятия, организованные в классическом формате, воспринимаются детьми как обязанность, что снижает мотивацию и вызвает негативное отношение к учебе. Считать, сколько денег необходимо взять с собой для покупки определённых товаров – одно, а решать примеры из учебника – совсем другое. Придумывать сказку вместе с папой – интересно и увлекательно, а работать над серией картинок и составлять по ним рассказ – тяжело, нудно и «неохота».
Что и как делать летом?
Игровые занятия
Используйте игры для обучения. Настольные игры могут помочь развить математические навыки, а ролевые игры – улучшить словарный запас и навыки общения. На прогулке можно соревноваться в том, кто назовет больше предметов из всех, которые видим. Можно придумывать описательные прилагательные к предметам на улице, играть в слова, города, «Съедобное-несъедобное», «Кто лишний». Вариантов огромное количество.
Чтение
Чтение книг — отличный способ поддерживать и развивать навыки. Выберите захватывающие истории, которые будут стимулировать интерес ребенка к чтению. Читайте, обсуждайте, рассматривайте картинки, останавливайтесь на самом интересном месте и придумывайте, что может произойти дальше. Меняйте жанр произведения и добавляйте детали, чтобы прочитанное произведение превратилось в детективную историю, ужастик, приключение.
Творческие проекты
Занятия искусством, рукоделием или строительством развивают креативность и мелкую моторику. Это также отличный способ провести время вместе с ребенком. Можно построить муравьиную ферму, сделать гербарий, организовать собственную фотовыставку, поставить спектакль или кукольный театр.
Физическая активность
Не забывайте о важности физической активности. Спортивные игры, прогулки на свежем воздухе и плавание помогут ребенку оставаться активным и здоровым. Практически любой летний вид спорта – это развитие межполушарных связей мозга. Именно уровень их сформированности определяет дальнейшую успешность ребенка, в том числе и в учебе.
Летняя учеба может быть полезной, если она организована правильно и не превращается в обязанность. Важно найти баланс между учебой и отдыхом, чтобы ребенок мог насладиться летними каникулами и при этом продолжать развиваться. Поэтому заранее договариваемся с ребенком, чем и как он будет заниматься летом, продумываем систему поощрений и … с пользой восполняем совместный семейный досуг.