Top.Mail.Ru

Учеба летом: зло и польза для детей?

Лето – время, которого с нетерпением ждут все без исключения дети, чтобы отдохнуть от занятий, насладиться «ничегонеделанием», проводить дни наполет на свежем воздухе, кататься на велосипеде, играть в мяч, плавать, ходить в поход. Главное – не сидеть за книгой, не решать задачи, одним словом, не напрягаться. Однако, вопрос, стоит ли полностью отказаться от учебы летом, вызывает много споров среди родителей и педагогов. Давайте разберемся, что хороша и плоха летняя учеба для ребенка-дошкольника.

Польза летних занятий

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Поддержание знаний

Летние занятия помогают детям не забыть то, что они изучали в течение учебного года. Это особенно важно для малышей, которые только начинают осваивать базовые навыки, такие как чтение и счет. Вовсе не обязательно сажать ребёнка за распечатки или задания в учебных пособиях. Можно считать ракушки или листья, можно ходить в супермаркет и классифицировать фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и т.д. Лучшее место для обогащения словаря о животных и их детенышах – зоопарк, а любое автомобильное путешествие – это повторение видов транспорта.

Развитие новых навыков

Лето — отличное время для изучения нового. Например, можно заняться творческими проектами, научиться играть на музыкальном инструменте или изучить основы программирования через игровые приложения.

Подготовка к школе

Для детей в предшкольном возрасте летняя учеба может стать хорошей подготовкой в плане режима, формирования ответственности, произвольности и саморегуляции, а также в плане развития учебной мотивации. Это поможет им адаптироваться к школьным требованиям.

Недостатки летней учебы

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, мы не можем не обращать внимания, на взаимосвязь мышления и речи, на этапы пути от мысли к слову, о которых говорил еще Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь». Чтобы ребенок мог оформлять мысли в слова, необходимо не только развитие словаря, грамматического строя речи, но и развитие умения организовывать текст, выстраивать его структуру, создавать связный текст.

Жен Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» говорит об употреблении образных схем и схем аналогии для формирования речи ребенка. Причем и те, и другие принимают активное участие в ходе мысли. Основываясь на данных и других различных исследованиях процесса формирования речи ребенка дошкольного возраста, мы используем планы линейных рассказов, картинно-графические планы, мнемотехники для того, чтобы научить ребенка создавать структурированную речь.

Перегрузка

Лето – время отдыха и восстановления сил. Если ребенок перегружен занятиями, это неизбежно приведет к усталости и снижению интереса к учебе в будущем. К концу августа мы получим перегоревшего ребенка, в принципе протестующего против интеллектуальной нагрузки, сидения за партой и выполнения инструкций педагога.

Недостаток свободного времени

Детям необходимы игры и общения с друзьями. Если все время занято уроками и обязанностями, это может негативно сказаться на их социализации и развитии.

Отсутствие мотивации

Летние занятия, организованные в классическом формате, воспринимаются детьми как обязанность, что снижает мотивацию и вызвает негативное отношение к учебе. Считать, сколько денег необходимо взять с собой для покупки определённых товаров – одно, а решать примеры из учебника – совсем другое. Придумывать сказку вместе с папой – интересно и увлекательно, а работать над серией картинок и составлять по ним рассказ – тяжело, нудно и «неохота».

Что и как делать летом?

Игровые занятия

Используйте игры для обучения. Настольные игры могут помочь развить математические навыки, а ролевые игры – улучшить словарный запас и навыки общения. На прогулке можно соревноваться в том, кто назовет больше предметов из всех, которые видим. Можно придумывать описательные прилагательные к предметам на улице, играть в слова, города, «Съедобное-несъедобное», «Кто лишний». Вариантов огромное количество.

Чтение

Чтение книг — отличный способ поддерживать и развивать навыки. Выберите захватывающие истории, которые будут стимулировать интерес ребенка к чтению. Читайте, обсуждайте, рассматривайте картинки, останавливайтесь на самом интересном месте и придумывайте, что может произойти дальше. Меняйте жанр произведения и добавляйте детали, чтобы прочитанное произведение превратилось в детективную историю, ужастик, приключение.

Творческие проекты

Занятия искусством, рукоделием или строительством развивают креативность и мелкую моторику. Это также отличный способ провести время вместе с ребенком. Можно построить муравьиную ферму, сделать гербарий, организовать собственную фотовыставку, поставить спектакль или кукольный театр.

Физическая активность

Не забывайте о важности физической активности. Спортивные игры, прогулки на свежем воздухе и плавание помогут ребенку оставаться активным и здоровым. Практически любой летний вид спорта – это развитие межполушарных связей мозга. Именно уровень их сформированности определяет дальнейшую успешность ребенка, в том числе и в учебе.



Летняя учеба может быть полезной, если она организована правильно и не превращается в обязанность. Важно найти баланс между учебой и отдыхом, чтобы ребенок мог насладиться летними каникулами и при этом продолжать развиваться. Поэтому заранее договариваемся с ребенком, чем и как он будет заниматься летом, продумываем систему поощрений и … с пользой восполняем совместный семейный досуг.



Автор статьи

 Елена Борисовна Гусева
 Елена Борисовна Гусева

Елена Борисовна Гусева

Заместитель руководителя Детского сада «Школа Сотрудничества» г. Москва


20 августа 2024

Запишитесь на индивидуальную экскурсию