Среди нас, взрослых, существует популярен, однако ошибочное мнение о том, что как ребенок учится в школе зависит от педагога, программы и способа преподнесения информации. Шестикласснику трудно решить задачу по геометрии, второклассник затрудняется разложить карточки по определенным категориям, у первоклассника никак не получается ровно написать цифры в клеточках. Все это и многое другое зачастую считаются независящими друг от друга причинами. На самом деле основы данных действий закладываются в самом раннем детстве.
С чем же могут в действительности быть связаны эти трудности и где искать источник развития умений и способностей, спросите вы. Если представить весь процесс развития человека, он будет выглядеть как пирамида, в основе которой лежат развитие всех основных сенсорных систем, а вершину венчает познание.
Очень часто в популярной литературе предлагают игры на сенсорное развитие с ребенком, которые зачастую сводятся к взаимодействию с крупой, песком и другими сыпучими материалами.
Область сенсорного развития гораздо шире. Это и обонятельная, и вкусовая, и слуховая, и зрительная, и тактильная, и вестибулярная, и проприочувствительная зоны развития. Приведём простой пример. Если нам говорят «банан», то мы сразу же представляем предмет овальной формы, желтого цвета, гладкий на ощупь, сладкий на вкус, определенного веса и т.п. Так можно представить практически любой предмет нашего мира. Чем больше ребенок учится взаимодействовать с различными предметами на разных сенсорных уровнях, тем богаче складываются его представления об окружающем мире. Но и этого еще недостаточно. Слыша, видя, передвигаясь в пространстве, ребенок развивает свою сенсорную историю.
Сенсорное развитие ребенка - развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в детстве трудно переоценить, ведь именно в этом возрасте происходит развитие и совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие начинается с самых первых дней малыша, когда он учится фиксировать свой взгляд на мамином лице, на яркой игрушке, когда он поворачивает голову на звук, когда мама качает его или делает ему массаж. По мере взросления сенсорный опыт накапливается и позволяет формироваться новым навыкам и умениям.
Если обратиться к научной литературе, исследователи выделяют следующие этапы освоение сенсорных эталонов:
- Этап сенсорных предэталонов, характерный для возраста 6 месяцев — 2,5 года. В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.
- Этап знакомства с предэталонами через сравнение в возрасте 3–7 лет. На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный как трава.
- Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами в возрасте с 6–7 лет. В этом возрасте в качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире.
Сенсорные игры – весёлое и интересное занятие, которое в то же время является невероятно полезным инструментом как для всестороннего развития ребёнка, так и для восприятия учебного материала и познания окружающего мира. Сенсорные игры - это игры с материалами, имеющими различную текстуру и свойства, направленные на сенсорное развитие, в первую очередь, на развитие тактильных ощущений и изучение свойств предметов.
Один из самых распространённых видов сенсорных игр – игры с сенсорными коробками, или сенсорными столами. В пластмассовые контейнеры засыпают крупу, зерна, макароны, гелевые шарики, марблс, природные материалы или заливают воду и другие жидкости, а в эту основу погружают фигурки животных, птиц, рыб, цветы, буквы, цифры, геометрические фигуры, машинки, планеты, карточки с заданиями. Ребенок копается в содержимом как в песочнице, играет, манипулирует предметами, сравнивает свойства предметов, выполняет различные задания и опыты. Подобные действия полезны для сенсорного развития, развития мелкой моторики и изучения окружающего мира.
Мы можем бесконечно долго рассказывать малышу о свойствах предметов, природных явлениях, традициях и многом другом, но ничто не поможет ему понять и воспринять информацию так, как прикосновение и живое сравнение. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук – важный аспект развития ребёнка. Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Развитие мелкой моторики, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Работа с разными материалами и текстурами помогает развивать тактильное восприятие, учит тонко чувствовать разницу между свойствами предметов. Сортировка содержимого сенсорного стола по разным свойствам помогает в развитии логического и вариативного мышления.
Поделки с использованием сенсорных материалов, помимо развития тактильных ощущений и мелкой моторики, развивают творческое мышление, воображение, помогают детям научиться мыслить шире, вне привычных рамок, находить нестандартное применение стандартным вещам.
В чем же основная ценность и польза сенсорных игр с ребёнком? Сенсорные игры:
- Стимулируют развитие мозга, создавая связи между нервными клетками и стимулируя нейронные пути. Это помогает улучшить когнитивные способности - решение проблем, критическое мышление и принятие решений.
- Помогают с сенсорной интеграцией, помогая детям обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию из окружающей среды.
- Поощряют языковое развитие, помогая детям выучить новую лексику, улучшить коммуникативные навыки и развить способность выражать свои мысли и чувства.
- Поддерживают мелкую и крупную моторику, развивая ловкость пальцев и зрительно-моторную координацию.
- Способствуют социальному и эмоциональному развитию, предоставляя детям возможность по очереди взаимодействовать с другими людьми.
- Повышают креативность и воображение, стимулируя детей к участию в открытой игре с воображением.
- Способствуют расслаблению и спокойствию, помогая детям расслабиться, уменьшить стресс и способствовать саморегуляции.
Необходимо ли сенсорное воспитание ребёнку? Ответ однозначен - безусловно, необходимо, ведь оно:
- помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать;
- развивает наблюдательность и внимание;
- упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через понимание сенсорных эталонов;
- помогает лучше учиться;
- является основой развития воображения и даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- закладывает основу для перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия — к мышлению.
Подводя итог, подчеркнем, что сенсорное игры — каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребёнка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
В раннем возрасте предметный мир вызывает у ребенка наибольший интерес, а взрослым важно помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.