Математическая среда в Детском саду Школа Сотрудничества


Система математического образования в детском саду ОЧУ «Школа Сотрудничества» представлена двумя направлениями: математическое развитие непосредственно в процессе организованной учебной деятельности и развитие математических способностей вне занятий. Оба направления подкреплены набором программ и технологий, а также приёмами и подходами по организации свободной деятельности.

Математика в нашем детском саду интегрирована во все сферы жизни ребенка. Это относится к шахматным играм, робототехнике, домоводству, музыке, спорту, рисованию, развитию речи. Кроме этого, ни одного дня не обходится без составления планинга дня, что помогает формировать пространственно-временные отношения, дети постоянно пользуются алгоритмом одевания, мытья рук, подготовки к занятиям во время реализации социально-коммуникативной программы line-лидер и пр.



Вся развивающая среда детского сада формирует структуру речи, логику, пространственно-временные понятия. В нашем детском саду можно увидеть, как дети самостоятельно работают с таблицами для записи на спортивные соревнования, отгадывают филворды, кроссворды, ребусы, ведут дневник событий и заполняют календарь планирования, решают конкурсные задачи и собирают их в личные контейнеры, выставляют часы, решают логические задачи, выстраивают планы рассказов и грамматические конструкции.

Мы предлагаем поговорить обо всем по порядку

Какие занятия включены в образовательную программу по математике

Начнем с того, что все наши педагоги владеют самыми различными способами и приемами формирования математического мышления у дошкольников в системе детского сада. Программа выстроена с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка и усложняется по мере освоения материала.

Организованная деятельность включает в себя такие занятия, как математика, интеллектика и моделирование, программы которых основаны на принципах и рабочих материалах Петерсон Л.Г. и Кац Ж., а также методиках Ахутиной Т.В. Такое сочетание программ и технологий позволяет детям не только усвоить учебный материал, но способствует развитию их мозговых функций, повышает познавательную мотивацию.

На занятиях по математике дети учатся выполнять логические операции, сравнивать предметы и групп предметов, выполняют операции на количество и счет, формируют и развивают пространственно-временные представления, изучают геометрические формы.


На занятиях «Интеллектика» детям предлагаются различные задания на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

Занятия по моделированию включают в себя работу со схемами, графические диктанты, геометрическую мозаику, работу с планом или картой, работу с измерительными приборами (весы, линейка), работу с объемными моделями и ножницами.

Во всех наших математических занятиях есть часть, которую мы назвали нейробаланс. Здесь собраны самые разнообразные игры, приемы и упражнения, которые позволяют развивать память, концентрацию внимания, восприятие, ориентацию в пространстве, умение своевременно переключаться с задания на задание, налаживать межполушарные связи.


Мы уверены, что важно не только какой материал входит в образовательную программу, но и какие формы работы используются. Поэтому в течение учебного года мы предлагаем детям проекты, проблемные задачи, работу в парах и группах, приемы сингапурской технологии, творческие математические задания, викторины.

Как развивается математическое мышление вне занятий

Детский сад предоставляет ребенку возможность развития математического мышления не только в процессе занятий, но и в течение всего дня в самых разнообразных видах деятельности. Математика в нашем детском саду – это не занятие, это способ мышления и познания окружающего мира.

В детском саду создана система математических мероприятий. Мы хотим сделать самые сложные задания настолько увлекательными, чтобы математика стала интереснее мультфильмов. Например, это квест «Великаны и лилипуты», «День алгоритма», квест «Строим волшебный город», игровая программа «Мышление в движении», «День измерительных приборов», «День чертежей и планов», «Математические аттракционы», познавательные чтения и конференции и многое другое.

Особый отклик среди наших детей получил уникальный подход «Алгоритмы в кулинарии», созданный специалистами детского сада два года назад. Это направление позволяет соединить работу с таблицами и алгоритмами, представить дошкольникам начало информатики и практическую кулинарию.

Как в детском саду через математику развиваются soft skills

Говоря о развитии математического мышления, мы не можем не сказать о такой части нашей работы, как формирование Soft skills дошкольника, т.е. способности к активной коммуникации, эмоциональный интеллект, работа с информацией, аргументацией и мотивация.

Мы учимся слушать инструкции различного уровня сложности, находить нужную страницу в тетради, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, выдерживать оптимальный темп и время занятия, владеть крупной и мелкой моторикой, взаимодействовать во время занятия со сверстниками и взрослыми, организовывать рабочее место.

Все вместе эти компетенции составляют единый комплекс, обеспечивающий плодотворное обучение и решение совместных задач.

Экономическая программа как часть математического направления

Все знания, которые получают дети в детском саду, автоматизируются в практической деятельности, в повседневной жизни. Поэтому педагоги создают такой мир, в котором мы просто пользуемся математическим мышлением, мы в этом живем.

Последний месяц учебного года посвящен экономической программе. Это ещё одна авторская игровая программа детского сада. Дети изучают экономические отношения, существующие в нашем обществе, пользуясь математическими знаниями. Ребята устраиваются на работу на предприятие, выполняют важные работы в детском саду, посещают отдел кадров, банк, кинотеатр, магазин, используют внутреннюю валюту.

Математические знания играют большую роль в умственном развитии детей дошкольного возраста. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи, формировать стратегию свой деятельности. Для этого мы вовлекаем детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Почему мы делаем акцент на развитие математического мышления? Ответ прост. Математика развивает умственные способности ребенка: анализ, дедукцию, умение прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренируют память. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает ум ребенка, закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития. Все это – навыки, которые помогут дошкольнику впоследствии не только успешно обучаться в школе, но и адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным обстоятельствам.



Автор статьи

Гусева Елена Борисовна
Заместитель руководителя Детского сада Школа Сотрудничества, руководитель методической службы


14 ноября 2022

Запишитесь на индивидуальную экскурсию