Top.Mail.Ru

Зачем учить детей играть самостоятельно

Самостоятельность - неотъемлемая частью взросления. Это качество делает личность ребенка более зрелой, способной на принятие необходимых решений, на совершение поступков, помогает добиваются поставленных целей. Сформированная самостоятельность оказывает большое влияние на успешность ребенка в начальной школе, будь то обучение или социальная адаптация. Впоследствии те, которые научились быть самостоятельными в детстве, вырастают в более успешных взрослых, делающих головокружительную карьеру, и не пасуют перед грузом возникающих проблем.

Зачатки формирования самостоятельности ребенка лежат в игре, значение которой в жизни дошкольника трудно переоценить. Самостоятельная игра - значимый этап формирования личности, характера, ведь умение находить для себя развлечения и играть без посторонних — личностный рост. Известно, что дети, которые недостаточно играли в раннем возрасте, хуже адаптируются к учебе в школе, а также испытывают проблемы в общении — им сложно договариваться, они чаще проявляют агрессию и в целом хуже идут на контакт с окружающими. Сегодня мы обсудим, чем так ценна самостоятельная игра и что развивается в первую очередь.

Развитие математического мышления

Игра не возникает из ниоткуда. Чтобы организовать игру, ребенку необходимо выстроить внутренний план действия, понять, что за чем должно идти и что из чего следует. Представим, что нужно накормить плюшевого мишку. Для этого сначала ребенок решает, какой это прием пищи, какая для этого необходима посуда, будет ли мишка есть один или к нему придут гости. Нужно взять стол и стул, а до этого — приготовить еду. Для ребенка это серьезные мыслительные операции, требующие принятия важных решений, от которых будет зависеть дальнейший ход событий.

Играя в бытовые игры, малыш учится не просто планировать, какие игрушки ему нужны для развития сюжета, он учится анализировать, синтезировать и классифицировать предметы. Например, играя в «Магазин», ребенку нужно подобрать овощи, фрукты, молочные продукты и т.п. Если ребенок задумал игру «Стройка», то уже нужно подобрать инструменты, строительную технику. То есть из множества игрушек выделить предметы необходимой категории. Работа с множеством и классификацией - ключевые математические умения, формируемые в дошкольном возрасте.

Напомним, что игра неразрывно связана с воображением, так как этот познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяет предвидеть результаты деятельности. Планирование результата, умение сохранить необходимую последовательность действий - все это также важные операции мышления.

Развитие внутренней речи

Любая игра предполагает налаживание игрового и словесного взаимодействия между партнерами, которое выстраивается на основе диалога. Родители наверняка замечали, что играя в одиночку, ребенок часто разговаривает как бы сам с собой. На самом деле в этом случае мы говорим о формировании внутренней речи ребенка, которая активно развивается по мере развития игры и игровых навыков, ведь играя с игрушкой, ребенок углубляется в мысли и чувства персонажа. Кроме того, дети учатся обозначать словом условные действия, таким образом пополняя свой словарный запас. Отождествляя себя с игровым персонажем или наделяя его определенной ролью, дети учатся формулировать свои мысли, желания и переживания.

Влияние игры на развитие долговременной памяти

Играя, ребенок каждый раз придумывает новый сюжет, развивает и совершенствует его. Некоторые игровые сюжеты могут быть достаточно продолжительны по времени. При этом ребенок способен выстроить процесс заново с ювелирной точностью, даже если есть необходимость прекратить игру. Происходящее в игре намного более значимо для ребенка, чем то, что происходит в учебной деятельности, именно поэтому ребенок даже по прошествии времени удерживает в памяти игровой сюжет, запоминает всех героев, их действия и последовательность этих действий, что существенно помогает развитию долговременной памяти.

Развития эмоционально-волевой сферы ребенка

В игре ребенку самостоятельно приходится решать многие задачи: от выбора самой игры до придумывания разрешения возникших ситуаций (Например, машинка застряла под диваном — как ее остать?), проявлять терпение и настойчивость, например, в случаях, когда сложно быстро подобрать правильно все детали пазла, или никак не удается построить устойчивую башню из кубиков. Ребенок учится экспериментировать, решать проблему методом проб и ошибок, реализовывать творчески подход. Привлечение к игре других участников и выстраивание взаимодействия между ними неразрывно связано с развитием инициативности и лидерских качеств.

Вклад в успешное обучение в школе

Самостоятельная игра ребенка - не просто проведение времени. Это важный процесс, способствующий его всестороннему развитию и развитию предпосылок к успешному обучению в школе. Любое сочинение начинается с самостоятельного придумывания логики изложения сюжета. Основы этого процесса закладываются в самых первых играх ребенка. Решение любой задачи связано с удержанием процесса выполнения действий, а это ни что иное как придумывание и удержания последовательности развития сюжета игры.

Простые и полезные советы родителям

Ни один ребенок не рождается с навыком самостоятельной игры. Однако его постепенно можно привить. Уже с годовалого возраста можно начинать постепенно направлять малыша, его любопытство, задавать вопросы, например: “Давай посмотрим, что в ящичке?”, “Давай узнаем, двигаются ли у этой куклы ручки и ножки, поворачивается ли голова?”

На развитие самостоятельности влияет множество факторов, в том числе гены и тип личности малыша. Даже в самых сложных ситуациях помочь ребенку можно, руководствуясь простыми рекомендациями:

  • Относитесь к играм детей с уважением, ни в коем случае недооценивая их как таковые. Обязательно давайте свободу ребёнку, чтобы дошкольник мог организовать самостоятельную игру и свой режим дня. В некоторых семьях время на свободные и самостоятельные игры в распорядке дня детей вообще не отводится, так как взрослые считают игры «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое с дошкольниками можно лишний раз позаниматься: почитать, порисовать, пораскрашивать. Помните, в игре ребенок развивается ни чуть не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем в организованной учебной деятельности.
  • Старайтесь не мешать ребёнку и не вмешиваться в его свободные и самостоятельные игры, любой дошкольник прекрасно справляется один без подсказок со стороны взрослых. Поверьте, если помощь ему понадобится, он за ней обязательно обратится.
  • Показывайте детям примеры различных видов игр и учите их играть со сверстниками, чтобы они постепенно обучались социализации, общению, коммуникабельности и взаимодействию с окружающими.
  • Тренируйте воображение. Предложите вместе придумать сказку, играйте в ролевые игры, разговаривайте с героями и фигурками. Не стоит заменять игру просмотром мультфильмов. Время, проведенное в участии в игровом сюжете, намного ценнее любого познавательного контент с экрана.
  • Вселяйте уверенность в собственных силах, хвалите малыша за любые успехи, подбадривайте, если у него что-то не получается. Поощряйте его интересы и стремления.
  • Подталкивайте ребенка к познанию, инициируйте этот процесс и постепенно предоставляйте возможность ребенку самостоятельно открывать новое. Не спешите одергивать, если ребенок ковыряется в грязи, подымает дождевого червя, собирает палочки или рвет цветы.
  • Если ребенок просит вашей помощи, не отказывайте ему, но ограничьтесь демонстрацией только первого действия, предоставляя ребенку возможность продолжить и завершить действие самостоятельно. Помните, что взрослый лишь сопровождает ребёнка в этом мире, а не проживает за него его жизнь.


Авторы:



20 августа 2024

Запишитесь на индивидуальную экскурсию