Top.Mail.Ru

Что должен уметь ребенок перед походом в 1 класс?

Готовность к школе – животрепещущий вопрос для всех родителей будущих первоклассников. Мы, родители, посещаем дни открытых дверей ведущих школ, усердно готовимся к вступительным испытаниям, прилагаем все возможные усилия, чтобы 1 сентября наш ребенок оказался в сильной и престижной школе.

Что необходимо, чтобы ребенок был готов к школьным будням? Чтобы ребенок учился с интересом и удовольствием, а не приходил из школы грустный или напряженный и не мечтал о выходных уже с понедельника?


ОЖИДАНИЯ VS РЕАЛЬНОСТЬ

Образовательные программы, темп, интенсивность, уровень необходимой сосредоточенности и вовлеченности ребенка на уроках во всех школах разные. То, что подходит ребенку ваших друзей и родственников, или школа, в которой успешно обучаются ваши старшие дети, может оказаться совсем не тем учебным заведением для вашего сегодняшнего первоклассника.

Программа обучения должна оказаться в «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве с учителем. В противном случае он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Готовность к школе – не просто научить ребенка читать и писать. Это комплексная система формирования личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению, что проявляется в морфофункциональной зрелости мозга, а именно в уровне развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.


# 1 УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Познавательный интерес, стремление узнавать новое – основополагающие составляющие готовности к школе. Развитие мотивации не предшествует обучению, а происходит неразрывно с ним. Ребенку-дошкольнику предлагаются задания, которые вызывают его естественный интерес, а при возникновении объективных трудностей на помощь приходят «авансы успеха»: «У тебя получится», «Только ты сможешь это сделать», «Нам без тебя не справиться, потому что ты…».

Если ребенок в дошкольном возрасте научился ощущать реализацию своего потенциала, научился получать отложенные результаты своего труда, то ему будет легче оставаться сфокусированным на уроках и заданиях, которые уже не так естественно интересны, разнообразны и просты. Наличие учебной мотивации – условие успешного дальнейшего обучения.


# 2 ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Управление своим поведением, саморегуляция, выполнение требований учителя, контроль над своими эмоциями и умение сдерживаться, адекватная реакция на критику, умение принять победу и поражение – важнейшие компоненты школьной зрелости, связанные с уровнем развития произвольного поведения.

К произвольности также относится умение пойти первым на контакт, познакомиться, умение договариваться, разрешать споры путем переговоров, общаться на равных с партнёром, причем как со сверстником, так и со взрослым, проявляя уважение, терпение, эмпатию.


# 3 УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ

Учение читать и писать, грамотная речь, опыт решения математических, в том числе и логических, задач без сомнения сделают жизнь первоклассника проще. Но это далеко не все. Для успешного обучения в школе особенно важно владение простыми операциями классификации и обобщения. Они позволяют человеку сравнивать различные предметы, выделять в них общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение класса объектов с присущими им общими свойствами, так как для них будут применимы общие правила работы (например, решение задач определенного типа).

Не удивляйтесь, но обучаемость ребенка зависит от процесса обобщения. Дело в том, что обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы; второй – перенос усвоенного правила на аналогичные, но не тождественные задачи. Именно второй этап невозможен без умения обобщать. Если ребёнок умеет обобщать, у него будет формироваться умение выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.


# 4 ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛУХ – НАШЕ ВСЕ

Успешное освоение программы по чтению в 1 классе напрямую связано с уровень сформированности фонетико-фонематического аспекта речи. Фонематический слух как способность слышать отдельные фонемы, или звуки, в слове является одной из главных ее составляющих. Если же он сформирован недостаточно, ребенок будет неизбежно допускать ошибки в чтении, пропускать и переставлять буквы и слоги на письме.

Развитый фонематический слух – залог успешного школьного обучения, гарант правильно выполненных заданий и контрольных работ, а, следовательно, хороших оценок и, как результат, удовольствия от учебы.


# 5 STEP BY STEP, ИЛИ «С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ»

Помимо уровня интеллектуального развития нельзя недооценивать и уровень развития общеучебных умений: слышать и удерживать инструкцию, планировать стратегию своей деятельности, следовать алгоритму.

Полезен опыт публичных выступлений, где, выступая в роли докладчика, ребенок выдерживает логику и структуру своего высказывания, удерживает внимание тех, кто его слушает, подбирает материал.

Опыт участия в интеллектуальных соревнованиях тоже поможет адаптации к новой, школьной, реальности, ведь олимпиадные задания лежат в зоне развития ребенка, а успешность их выполнения зависит от внимательности, умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. кроме того, это бесценный опыт, на котором ребенок учится помимо всего остального справляться с волнением и держаться уверенно.



В заключении еще раз подчеркнем важность подбора именно такой школьной образовательной программы, которая будет адекватной возрасту и уровню психологической готовности вашего первоклассника. Тогда обучение будет в радость и для ребенка, и для родителей.



Автор статьи

Анна Владимировна Замыслова
Руководитель детского сада


20 августа 2024

Запишитесь на индивидуальную экскурсию