Груднички способны различать приблизительно 600 согласных и 200 гласных, которые присутствуют во всех языках на планете. С возрастом детский мозг настраивается только на те звуки, которые окружают малыша чаще всего. Поэтому для успешного освоения второго наречия важно создать условия, в которых ребенок будет слышать другой язык на уровне с родным.
Билингвальный садик оказывает важное влияние на развитие личности в раннем возрасте. Под вторым языков, на котором общаются в билингвальном детском саду, чаще всего подразумевают английский. Дошкольники получают возможность, даже необходимость, общаться на иностранном языке в разных сферах. Это способствует быстрому усвоению английского, так как формируется правильная разговорная речь.
Зачем нужен билингвальный детский сад и что это такое
Если ребенок владеет несколькими языками на одном уровне и пользуется ими попеременно, его в будущем ждет успех. Исследователи установили, что такие детки:
- без труда преодолевают межэтнические проблемы;
- достигают профессионализма в разных сферах;
- легко адаптируются в социуме.
Обучаться нескольким наречиям малыши могут как в двуязычном ДОУ (дошкольном учреждении), так и в билингвальной группе в детском саду. Между двуязычном ДОУ и билингвальной группой есть существенное отличие.
Билингвальный (двуязычный) детский сад – дошкольное учебное заведение, в котором часть занятий проходит на родном языке, а часть – на иностранном, при этом обучают ребят педагоги-носители.
В нашем билингвальном садике сделан упор не только на умственное когнитивное развитие, но и на творческие способности. Физическая культура также занимает важное место в программе. Занятия сопровождаются языковой практикой.
В России распространены и отдельные билингвальные группы на базе детских садов. В них на занятиях дети общаются одинаковое количество времени на разных языках. Например, в первой половине дня – на русском, во второй – на неродном.
В чем отличие от садика с английским уклоном
Есть существенная разница между билингвальными дошкольными учреждениями и заведениями с ранним изучением иностранного языка. Она заключается не только в разных подходах к занятиям, но и в знаниях, которые получает ребенок. Более подробные отличия можно увидеть в таблице ниже.
Критерий | Билингвальный сад | ДОУ с английским уклоном |
---|---|---|
Основное направление | Особое внимание уделяется межкультурному общению. Таким образом дети усваивают грамотную разговорную речь | Упор делается на уроки иностранного языка. Они являются подготовительным этапом для основательного изучения английского в школе |
Кто проводит занятия | Педагог-носитель английского языка | Чаще всего русскоязычный преподаватель |
Способ общения детей с преподавателем | Иностранный язык – необходимость, потому что является единственным средством общения с воспитателем | Английский – учебная дисциплина. Вне занятия дети могут разговаривать с педагогом на привычном русском языке |
Тип занятия | Целая концепция, которая затрагивает не только лингвистические правила, но и распространяется на другие сферы деятельности: музыку, занятия физической культурой, хореографию, рисование | Стандартное изучение иностранной речи на отведенных занятиях |
Умения воспитанника по выпуску из детского сада | Ребенок понимает письменную и устную речь, может самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Общается и на русском, и на английском в равной степени | Уровень знаний в иностранном языке не так высок, как в родном. Дошкольник умеет хорошо писать и говорить |
Типы обучения в билингвальном ДОУ
Двуязычные занятия могут проходить в разных вариантах. Это зависит от того, в каких сферах используется английский. Существует 2 типа обучения в билингвальном дошкольном учреждении:
- Содержательное. Этот вид предусматривает общение на двух наречиях в одинаковой степени. Благодаря такому типу обучения формируется культурно развитая личность, которая толерантно относится не только к родной нации, но и к другим культурам и этносам тоже. Содержательная форма как нельзя лучше подходит под определение билингвизма в чистом виде.
- Предметное. Такой тип способствует повышению уровня знаний ребенка. Это касается только определенных дисциплин, потому что английский язык применяется выборочно к некоторым из них. Так как затрагиваются не все сферы деятельности, ребенок не становится полноценным билингвом, но знает иностранный язык лучше, чем дети из заведения с английским уклоном.
Достоинства и недостатки билингвальных детских садов
Дошкольные учреждения, практикующие двуязычие, имеют как сторонников, так и противников. Связано это с тем, что у методики обучения есть плюсы и минусы.
Главным достоинством билингвальных детских садов является постоянно имеющаяся в них языковая практика, имеющая много преимуществ. Подобная языковая практика:
- улучшает коммуникативные способности детей, помогает приспосабливаться к разнообразным жизненным ситуациям;
- развивает беглую речь ребенка;
- расширяет лексику и понятийный запас дошкольника;
- воспитывает толерантное отношение как к родной, так и к другим мировым культурам.
У билингвальной практики есть несколько недостатков:
- В случае, когда иностранному языку и другому этносу уделяется большее внимание, связь с естественной средой теряется. В нашем садике этот минус отсутствует, ребенок получает всестороннее развитие.
- Недостаточная квалификационная подготовка сотрудников дошкольного учреждения и отсутствие среди педагогов носителей второго языка. В результате допускаются ошибки в произношении, употреблении слов зависимо от речевой ситуации, и ребенок получает неправильные знания. Поэтому важно выбирать хороший садик. У нас работают педагоги носители языка.
Как выбрать билингвальный ДОУ
Когда наступает время отдавать детей в садик, родители часто оказываются на раздорожье. Например, в Москве немало двуязычных дошкольных учреждений. Чтобы понять, какое ДОУ подходит вашему ребенку, стоит обращать внимание на следующие моменты:
- Квалификацию учителей. От того, кто воспитывает детей, зависит успех и душевное состояние малышей. Педагоги-носители английского языка знают и могут научить, как правильно произносить слова, употреблять их в разных речевых ситуациях. Кроме того, важны и личные качества сотрудников билингвального садика. Когда детям нравится воспитатель, и язык лучше учится.
- Программу ДОУ. Подход к занятиям должен быть комплексным и хорошо спланированным. Документ составляется опытными педагогами, цель которых развивать здоровую всестороннюю личность.
- Отзывы о садике. Если дошкольное учреждение стоит внимания, родители его воспитанников всегда делятся своими впечатлениями и рекомендациями. Но лучше всяких слов – прогресс ребенка. Это означает, что, прежде чем выбрать сад, следует пообщаться с выпускниками, а также с их мамами и папами.
Отзывы родителей
«4 года года мой сын Думитру посещал «Школу Сотрудничества». Он присоединился к группе в 2.5.
Он быстро освоился и любил ходить в садик. Мы как родители, никогда не ощущали себя такими спокойными и довольными прогрессом в развитии нашего сына. Думи свободно говорит на английском».
Алексей, папа Иры: «Дочка утром в сад просится. Ходим в него полгода. За это время ни разу не разочаровались в выборе. Дочь нам дома теперь по вечерам поет песенки на английском и говорит целыми предложениями. До этого знала только некоторые слова».
Ева, мама Кати: «Катя утром не идет, а бежит в садик, а вечером громко кричит воспитателю, что завтра придет – ждите. По дороге рассказывает о прогулках на улице, плавании в бассейне, читает стихи и поет на английском, делится впечатлениями о вкусной еде. Для нас это счастье».
Заключение
Билингвальное ДОУ – это заведение, в котором отводится одинаковое количество времени на изучение как родного, так и иностранного языка. Умение ребенка пользоваться двумя языками попеременно помогает ему быстрее адаптироваться в социуме и находить правильное решение сложных проблем.
Отдавая малыша в билингвальный садик, родители помогают ребенку с ранних лет получить хорошую базу для успешной жизни.